Гильмутдинова Танзиля Баязитовна
Статья на тему: « Значение родного (башкирского) языка в развитие речи ребенка»
Статья на тему " Значение родного (башкирского) языка в развитие речи ребенка" Период дошкольного детства - это то время, когда речь ребенка развивается стремительно. Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов - дело первейшей и существенной важности. Служить этому делу самоотверженно и в полном единении должны детский сад, школа и семья. И семье принадлежит при этом начальная и главная роль. То, что делает семья по части развития речи ребёнка, развития в нём литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. В последние годы в Республике возросло внимание к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки). Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков. Основным направлением обучения башкирскому языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения башкирской речью в устной форме. Обучение дошкольников башкирскому языку как государственному языку республики осуществляется с пяти лет и направлено на их коммуникативно-речевое развитие, в процессе которого старшие дошкольники овладевают устной формой общения, т.е. учатся правильно произносить характерные звуки башкирского языка, понимать башкирскую речь со слуха и соответственно на нее реагировать. Они легко воспринимают услышанное, без труда усваивают не только отдельные слова, но и целые речевые цепочки. Языковое содержание обучения детей дошкольного возраста башкирскому языку определяется путем сравнительно-сопоставительного анализа сходства и различия русского и башкирского языков в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Языковой материал отличается простотой и доступностью для детей, отражает события, явления из их повседневной жизни и преподносится с опорой на русский язык. Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Речь детей старшего дошкольного возраста носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи, например, объяснение правил игры. Диалогическая речь преобладает над монологической речью, которая заметно развивается: постепенно дети овладевают умением пересказать сказку, рассказать о каком-то событии. Начинается овладение выразительными средствами языка, применяются художественные сравнения, эпитеты. Дети 5-6 лет очень общительны. Из различных видов общения со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) преобладает личностное общение, в процессе которого дети лучше узнают самих себя. Педагогам, организуя общение с детьми, нельзя забывать, что они не относят лично к себе замечания и указания взрослого, если эти указания носят общий характер, т.е. обращены ко всем детям. Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми. Задачи обучения башкирскому языку: · привитие элементарных навыков устной речи на башкирском языке (понимания и говорения); · формирование правильного произношения специфических звуков башкирского языка; · накопление и обогащение словарного запаса, усвоение простейших типичных словосочетаний и предложений на башкирском языке; · усвоение особенностей грамматического строя башкирского языка в доступной форме; · формирование элементарных навыков общения, умения достигать коммуникативные цели при ограниченности владения вторым языком; · подготовка к дальнейшему, более сознательному изучению башкирского языка в начальной школе. Чтобы точнее представить, что такое развитие речи, чему следует учить детей, нужно обратиться к понятию языка и речи. Язык – это важнейшее средство общения людей. Для обучения языку недостаточно понятие только языка. Параллельно с ним постоянно должно присутствовать понятие речи. Если язык – это система, имеющая в распоряжении общества средств общения, то речь – это работающий, действующий язык, а точнее – часть необходимых языковых средств, привлеченных для создания высказывания. Речевая деятельность – это совокупность психофизиологических работ человеческого организма или их восприятие и понимание. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения, для связной речи, при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказ, пересказ, сочинение и т.п. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умения накапливать материал, и графико-орфографические умения. Передача и прием информации протекает или в устной форме (говорение – аудирование), или в письменной форме (письмо – чтение). Отсюда вытекает конкретные задачи в обучении детей языку, в активизации их речи. Развитие речевой деятельности на занятиях башкирского языка имеет в виду конкретные направления работы: учить умению аудирования (понимать сказанное, говоримое); учить умению читать; учить умению говорить (передавать информацию устно); учить умению писать (передавать информацию письменно). Иначе говоря, активизируя речевую деятельность, нужно обучать их умению воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме. Однако информацию можно передавать не только с помощью монологической речи, но и рядом реплик в ходе диалога. Отсюда возникает еще одно, направление : обучать конкретному общению как обмену репликами, т.е. диалогу. Главными целями занятий по изучению башкирского языка является обогащение словарного запаса детей, умение употреблять изученные слова в речи. Поэтому словарная работа имеет особенно большое значение. Основными задачами словарной работы на занятиях башкирского языка являются: обогащение словаря и активизация имеющихся у детей в запасе слов; систематическая работа над выработкой правильного произношения башкирских слов; изучение воспитателем активного и пассивного словаря детей. Словарная работа проводится повседневно, при изучении любой темы. Накопление словаря начинается с узнавания значения новых слов. Обычно значение новых слов объясняется наглядно, путем показа самого предмета или же его изображения на картинке и с помощью перевода на русский язык. Для усвоения новых слов недостаточно только понимание их значения и знание перевода. Усвоенным считается слово тогда, когда дети сознательно употребляют его в своей речи. Основное условие прочного запоминания слова – это их частая повторяемость. Развитие речи неотделимо от выработки навыков литературного произношения, выразительного чтения. Иногда дети знают значение и перевод новых слов, но не усваивают их правильного произношения. Учитывая фонетические особенности башкирского языка, особое внимание уделяется произношению и работе по усвоению ударения в них. Башкирское ударение отличается от ударения русского. В башкирском языке ударение падает всегда на последний слог. Пополнение словаря детей, выработка навыков правильного произношения – это лишь первая ступень в общей системе развития речи, и этого недостаточно. Главное – научить детей грамотно и уместно пользоваться этими словами и выражениями в своей речи. Одной из форм закрепления слов является использование их в построении словосочетаний, предложений или рассказов. Для этого детям дается задание придумать с этими словами (или выражениями) словосочетания, а затем и предложения. Такие предложения составляются как в устной, так и в письменной формах. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, дети должны научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-либо событии, явлении, последовательности событий. В этом случае мы имеем дело со связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия наблюдательности. Каждое занятие по изучению башкирского языка – занятие развития речи, обучения речевому общению. Изучение языкового строя языка, лексикологии, фразеологии, грамматики позволяют вникать в тайны башкирского языка, использование пословиц, поговорок, загадок, детских песен и т.д. служит благоприятным материалом для развития речи. В процессе обучения башкирскому языку правильно организованная работа, правильно отобранные методы и приемы обучения создают условия не только для достижения воспитательной цели, но для развития языковых и познавательных способностей детей. 21 января 2022 в 19:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.